Глава «ТНС энерго» напомнил, что при введении лицензирования деятельности УК была практически ликвидирована непосредственная форма управления многоквартирными домами.
Схема отношений через «перепродавца» системно провоцирует рост неплатежей, дестабилизирует рынок ЖКХ, приводит к росту нереальной к взысканию задолженности, — сказал Дмитрий Аржанов, подчеркнув необходимость законодательного закрепления возможности «прямых» отношений между поставщиком и потребителем ресурса.
На доводы оппонентов о том, что переход на «прямые» отношения может привести к увеличению количества платежных документов, Дмитрий Аржанов пояснил, что при существующем развитии технологий, когда объединение платежей можно осуществлять виртуально и на разных площадках, актуальность и значимость единой бумажной квитанции существенно снижается. Так, уже на сегодняшний день значительная доля потребителей пользуются сервисом получения электронной квитанции, отказавшись от получения бумажной. К концу 2015 года ГК «ТНС энерго» планирует довести данный показатель до 50% от общего количества потребителей.
По мнению Дмитрия Аржанова, сегодня актуальнее сосредоточиться на развитии сервисов, позволяющих потребителям дистанционно осуществлять все необходимые операции: передача показаний приборов учета, контроль состояния своего лицевого счета, проведение оплаты, получения ответов на вопросы, возможность подачи заявки на осуществление тех или иных работ.
Помимо проблемы «прямых» отношений глава «ТНС энерго» указал на необходимость решения следующих вопросов:
— упрощение процедуры введения ограничения за неплатежи для злостных нарушителей платежной дисциплины;
— обязательное включение в затраты резерва по задолженности (нереальной к взысканию) в размере 1,5-2%;
— развитие информационных систем, в том числе, организация систем открытого доступа как для потребителей, так и для поставщиков ресурса к информации, необходимой для определения размера платы и сверки расчетов.